ГРУЗОВОЕ ВАГОНОСТРОЕНИЕ: В ОЖИДАНИИ КРИЗИСА
На этой неделе в СМИ прошла серия публикаций, посвященных вагоностроению. Отрасль ждут не лучшие времена, ситуация на рынке оперирования и в грузовых перевозках довольно напряженная – ставки падают, физические объемы коммерческих перевозок сокращаются.
Рыночные тренды
Снижение грузовой базы в 2025 году априори оказывает отрицательное влияние на спрос на новые вагоны.
Дополнительное негативное влияние оказывает высокая ставка ЦБ, сдерживающая инвестиционные процессы во всех отраслях экономики.
Цистерны на фоне высокого объема списания будут драйвером роста рынка в 2025-2026 годах.
В сегменте хопперов произошло насыщение рынка, объемы поставок будут несопоставимо ниже уровня предыдущих лет.
По полувагонам ситуация двойственная. Рынку нужны полувагоны с осевой нагрузкой 25 тс, а полувагоны 23,5 тс должны быть менее востребованы на фоне снижения грузовой базы и политики РЖД. Но в то же время многие вагоностроители начали массово выпускать полувагоны 23,5 тс из-за снижения спроса на другие рода вагонов.
О перспективах
На объемах выпуска грузовых вагонов негативно может отразиться ужесточение регуляторной политики по допуску вагонов с осевой нагрузкой 23,5 тс на сеть.
Снижение грузовой базы и общее охлаждение экономики могут привести к переносу части заказов на новые вагоны вправо.
По итогам I полугодия 2025 года уже было произведено 30 тыс. вагонов, во втором полугодии ожидаем снижения выпуска. По прогнозу RSA, общий выпуск в 2025-м составит 50-55 тыс. ед.
Лидер отрасли по объемам выпуска – ОВК – планировал во 2-й половине 2025 года провести кардинальную реструктуризацию производства и переход на режим неполного рабочего времени.
По оценкам RSA, до 2030 года годовые объемы списания не превысят 36 тыс. ед., если не будет изменений регуляторных условий. Это очень низкое значение. При текущем парке в 1,4 млн ед. и даже с учетом максимального срока службы в 32 года (по многим моделям он ниже) средний ежегодный объем списания при равномерных поставках должен составлять 43,8 тыс. ед. Массовых списаний надо ждать с начала 2030-х годов.
Контуры системы поддержки
Волшебной таблетки для отрасли нет. Требуется создание новой комплексной системы поддержки, направленной не только на сохранение мощностей, но и на инновационное развитие отрасли. Выделяю следующие основные направления:
Поддержка заводов в период низкого спроса, включая налоговые льготы, льготные условия для кредитования, в том числе оборотные кредиты, пониженные ставки страховых отчислений.
Поддержка спроса. Тут уже есть отработанные меры, включая компенсацию лизинговых ставок, выгодные тарифные для вагонов нового поколения, прямые субсидии покупателям и даже ныне модный механизм trade-in
Экспорт в Среднюю Азию может стать дополнительным вектором поддержки. Для укрепления позиций российских заводов нужна комплексная поддержка, включая конкурентное финансирование. Пул мер поддержки экспорта уже проработан, но нужен бюджет.
Стимулирование технологического развития отрасли, включая расширение поддержки НИОКР.
Критически важно, чтобы условия применения мер поддержи были детально проработаны. Иначе из-за технических деталей меры могут оказаться холостыми и не дать положительного эффекта.
Источник: Поликарпов RSA